(Продолжение. Начало «Пишите по-русски»)

Вы когда-нибудь задумывались, как люди общаются друг с другом? Человек мыслит образами, которые рождаются под впечатлением внешнего мира. Он растёт, и к внешнему миру добавляется не менее увлекательный внутренний. Образы человек вспоминает, трансформирует, объединяет и рождается мысль — оригинальная и очень интересная. Человек хочет поделиться этой мыслью с другими.

Но вот тут-то и начинаются проблемы… Не станем сейчас рассматривать различные виды искусства. В живописи, архитектуре, музыке, балете и им подобных, автор передаёт свои мысли разными способами. Давайте рассмотрим это на примере общения Ученика и Учителя. Здесь основная проблема в том, что мысль нужно передавать словами.

Чтобы поделиться мыслью, её надо облечь в словесную форму. А запас слов у человека, каким бы образованным он не был — ограничен! То есть, нематериальную, не имеющую границ мысль человек пытается передать ограниченным набором слов.

Конечно, стоит обращать внимание и на глубину самой мысли. Помните, у Ильфа и Петрова в романе «12 стульев» главу XII «Людоедка Эллочка»? Не помните? Я вам помогу: это здесь. Но даже её ограниченный словарный запас, строго говоря, был более 30 слов, так как расширялся за счёт жестов, мимики, интонации…

Вернёмся к Учителю. Предположим, что у Учителя достаточно слов, чтобы обозначить ёмкие образы, рождающиеся в его сознании. Учитель говорит, но говорит куда? Естественно не в мозг, не в голову и даже не в ухо Ученику. Учитель говорит в пространство. И теперь у нас в некоем пространстве витает мысль, облечённая в слова.

Мы не станем рассматривать те моменты, когда Ученик «слышит» Учителя, но, увлечённо занимаясь своим делом, не улавливает смысла его слов. Задача Ученика принять эту мысль в своё сознание. Не просто услышать, а именно принять, преобразовать услышанные слова в собственные образы, которые могут разительно отличаться от образов Учителя. Хотите потренироваться?

Вот вам классический тест: «Экипаж тронулся». Простая, вроде, фраза, но один представляет карету с принцессой и кавалькадой всадников, другой — команду подводной лодки или космического корабля… Фантазируйте сами.

Здесь мы сталкиваемся с очень серьёзной проблемой, которая намного сложнее только лишь словарного запаса. По-научному это называется тезаурус.

Тезаурус — не столько смысловое описание того или иного слова, сколько его связи (семантические отношения) с другими словами: антонимы, омонимы, омографы, омоформы и т. п. Проще сказать «совокупность всех „сведений“, которыми обладает» наш Ученик. Он ведь, в любом возрасте имеет уже сформированное сознание, собственный, хоть и небольшой опыт и личное отношение ко всему, даже к словам Учителя.

Учитель и Ученик… каждый из них имеют свой тезаурус. Их объёмы зависят от жизненного багажа знаний, наличия и сформированности базовых понятий и сведений по обсуждаемому предмету.

Тезаурус по отдельным видам деятельности базируется, в основном, на употребляемых в этой области терминах. Ученик будет однозначно понимать Учителя и сможет хорошо учиться только в одном случае, если тезаурусы Ученика и Учителя совпадают.

Довольно занятно увидеть Эллочку сегодня среди нас. Прочитайте эту статью. Возможно, вы и сами найдёте примеры подобного общения в интернете. Или даже среди своих знакомых. Не дай Бог в зеркале.

Вот теперь вы готовы поговорить и о письменной речи.