(Продолжнеие. Начало «Речь устная» )

Человечество накопило такое огромное количество знаний, что пользуясь только устной речью передать их все следующим поколениям просто невозможно. Для этого есть речь письменная — книги. В чём же разница между этими речами…

Устная речь Письменная речь
Выполняет функцию разговорной речи в ситуации беседы. Служит для передачи содержания отсутствующему собеседнику.
Самостоятельное средство общения. Выступает как вспомогательное средство по отношению к устной речи.
Передаёт информацию в конкретной ситуации. Обеспечивает передачу информации на любые расстояния, закрепляет содержание устной речи во времени.

Д. С. Лихачёв писал: «Чем больше в языке графических знаков, тем легче он при чтении, так как каждое слово становится характернее, индивидуальнее, приобретает определённую физиономию… Интересы чтения должны возобладать над интересами письма (пишет книгу один, а читают 30 000 в продолжение около 50 лет)».

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека». Со временем способы записи менялись, а цель — сохранение информации и сообщение её другим людям (в условиях, когда «живое» общение невозможно) — оставалась неизменной.

Даже если автора уже нет в живых, его мысли, его речь (письменная) сохраняется в статьях и книгах. И если учитель получал знания из книг, постигая мысли великих, у вас всегда есть возможность прочесть те же книги (а с ними и другие) и получить знаний больше чем у учителя.

Идеальный учитель — тот, кто знает хотя бы на чуточку больше того, что должен дать ученикам. Идеальный ученик — тот, кто после обучения знает хотя бы на чуточку больше своего учителя. А если вы думаете, что учёба заключается только в том, чтобы повторять за учителем правила или действия, то вы всегда будете вторым. Вы этого хотите?

В речи письменной, как правило, мало или вовсе отсутствуют ошибки (хотелось бы в это верить). Грамотный человек старается проверить (и даже по несколько раз) написанный текст. Ошибки орфографические и пунктуационные, стилистические и логические, фактографические и просто ошибки набора текста можно и нужно найти и исправить. И только после этого стоит отправлять письмо по электронной почте, публиковать материал в сети или печатать его на принтере.

О чём подумает человек, читающий письмо с кучей ошибок? Вряд ли он считает, что у автора не современный компьютер или старая программа. Скорее он думает, что автор безграмотен или не умеет профессионально пользоваться компьютером.

А теперь можно поговорить и о одной из важных проблем общения — дефекты передачи речи