…или кто такие пользователи?

Давайте порассуждаем.

Информационный мир Современные информационные технологии и их основной инструмент компьютер настолько проникли в общество, в жизнь каждого человека, что игнорировать их уже не удаётся. Использование компьютера лишь в роли игровой приставки или изучение его как примитивного инструмента по принципу «делай как я» равносильно представлению древних о мироздании. А для серьёзного изучения изначально нужно сформировать тезаурус.
Мы и информация Мы живём в информационном мире. Вселенная, Земля, Человек, микромир — информацией пронизано всё. Она настолько вездесуща, что у этого термина даже нет строгого определения. В разных областях науки термин информация может иметь различные значения. Но в нашем случае информацией можно считать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, поступающие к нам из внешнего мира через каналы связи, которыми наделила нас природа. И эти каналы — органы чувств. Их, имеющихся у большинства, всего пять.
Изображение 1. Зрение. Информацию можно увидеть. Через глаза (органы зрения) нам поступает зрительная информация (изображение). Отдельными видами изображений можно считать рисунок, фотографию, текст, таблицу, схему, график, эскиз и т.п. У каждого из них есть характерные особенности, отличающие их друг от друга.
Звук 2. Слух. Информацию можно услышать. Акустическая или звуковая информация тоже имеет свои разновидности. Это музыка, речь и всё остальное — шум.
Тактильность 3. Осязание. Информацию можно пощупать. Самый большой по площади орган чувств — наша кожа. Так человек получает тактильную информацию о форме предмета, его плотности, особенности поверхности и других характеристиках.
Термальная информация 3. И снова осязание. Та же кожа, но информация термальная. Горячо-холодно, жарко-прохладно и т.п.
Вкус 4. Вкус. Информацию можно попробовать и языком. О вкусах не спорят, им можно только следовать или удивляться.
Запах 5. Обоняние. Информацию можно понюхать. Запах и вкус неразрывно связаны между собой. Вам в детстве, наверное, нравился запах ванили. А вы пробовали её на вкус?
Что такое информация И снова о компьютере. Он тоже работает с информацией. Так что же это такое информация? Чем отличается информация для человека от информации для компьютера? Откуда она берётся? Почему её с каждым днём становится всё больше и больше? Как выжить в информационном мире?

Информация вокруг нас.

Взглянем для начала на наших предков. Жил этакий Мужик в средние века в своей деревне… Летом в ближайшем лесу собирал грибы и ягоды. Там же охотился и заготавливал дрова на зиму. Ловил рыбу на речке за околицей. На опушке леса обрабатывал своё поле, сеял пшеницу и рожь, разводил живность. Долгими зимними вечерами слушал вместе с соседями пересказы историй, которые обрастали вымышленными подробностями и превращались в сказки. В общем, обычный быт.

Мужика окружал информационный мир. Информация приходила извне сама. Смена времён года, бабочка в поле, пение соловья, медведь, чуть не задравший охотника, сорвавшаяся с удочки большая рыба — всё это информация, получая которую Мужик множил свой жизненный опыт, анализировал и строил свою жизнь с её учётом.

Можно сказать, что его информационное поле ограничивалось линией горизонта. И Земля для него была плоской, гром и молнии издавала колесница Ильи-пророка, и цветок папоротника исполнял любое желание…

В 15 веке Афанасий Никитин сходил «за три моря» в Индию. В 16-17 веках началось, а далее, с Петром I, продолжилось бурное развитие флота для дальних походов — исследование Земли, торговля, отвоёвывание территорий. Но вернёмся к нашему Мужику… Через его деревню возвращается очередной путешественник и вечером после бани за чаем рассказывает:

Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо…

 

Узнать подробности чуда можете в книге А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А как же наш Мужик? Его информационное поле расширяется. Теперь он знает и то, что есть там, за морем, где он никогда не был и, возможно, никогда не побывает.

Публичная светская печать началась в России с Петербургскими ведомостями Петра I. Стало не обязательным присутствовать в том или ином месте, чтобы узнать, что там происходило вчера. А дальше больше. Техническая революция. Паровые машины и железнодорожные сообщения. Теперь Мужик может не только слушать рассказы или читать про другие места — он сам может туда поехать, многое увидеть, узнать и, вернувшись, рассказать об этом другим. А потом радио, телевидение…

Конец XX века — информационная революция. Вычислительная техника, персональные компьютеры, мобильные телефоны и т.п. Объёмы информации растут, не в пример нашему сознанию. Хорошо это или плохо? Как же мы обходимся с этими «информационными потоками»?

Представьте, что наш Мужик «путешествовал по морю информации», ну, например, на курсах по вождению автомобиля.

  1. Прежде всего он информацию получил (как теоретическую, так и практическую) — услышал, увидел, попробовал сам и т.п.
  2. Затем полученную информацию он обработал (проанализировал, попытался понять). То, что попробовал, сравнил с имеющимся жизненным опытом. То, что увидел, сопоставил с тем, что пробовал. То, что услышал… и т. д.
  3. Всю обработанную информацию он сохранил (запомнил) — что-то в кратковременной памяти (например, анекдот, рассказанный инструктором, вечером передаст друзьям, а через неделю его и не вспомнит), а что-то в долговременной (например, какую педальку какой ногой нажимать).

    А теперь представьте гипотетического человека, который за всю жизнь прочитал все книги, написанные человечеством, и стал самым умным на свете. Но он никогда ни с кем не разговаривал и никому ничего не писал. Как можно узнать, что он самый умный? Да никак. Самое важное в работе с информацией — её передача. Если информация никуда дальше не передаётся, то она «умирает». Поэтому наш Мужик должен обязательно передать полученную, обработанную и сохранённую информацию.

  4. И по окончании водительских курсов Мужик полученную информацию обязательно должен передать другим людям.

    Как? Ну, например, ходить по улице и, приставая к прохожим, показывать им водительские права со словами: «А я на пять сдал. Я самый крутой водитель». Но это глупо. Самый лучший в этом случае способ — сесть за руль автомобиля и проехать не задавив никого. Это и есть передача информации.

Информация — это не только текст книги или статьи, не только речь диктора радио или новости по телевизору. Информация — это и желания, и поступки, и результаты действий… Но не только наших, но и всех людей, всего живого и неживого мира. Мы получаем информацию, часто даже не осозновая этого. Но получив, анализируем и сохраняем её. А потом передаём, то есть, строим своё поведение с учётом результатов своего анализа.

Даже комета, летящая к Земле (или мимо Земли), тоже обладает информацией, которую человек может получить + обработать + сохранить и передать всем, вызвав, например, панику, связанную с «концом света»… И поиметь с этого немалые деньги.

Человечество само создало этот информационный бум и само потерялось в нём. Нашему Мужику понадобился помощник, тот, который не даст ему утонуть в море растущих объёмов информации. И Мужик придумал компьютер…

Придумал «как учили» — придумал по образу и подобию своему. Компьютер получился очень похожим на нас с вами. Правда не внешне, а тем, как он управляется с информацией — ну совсем как мы. Он её получает от пользователей, обрабатывает, сохраняет и возвращает нам — пользователям же.

Пользователь — человек, который использует компьютер в своей работе. Работы у людей бывают разные, и специализации пользователей тоже бывают разные.

Пользователь — инженер-системотехник, придумывающий новые компьютеры. Пользователь — инженер-программист, создающий новые компьютерные программы или настраивающий уже имеющиеся. Пользователь — инженер-конструктор, проектирующий автомобиль, самолёт, дом для дачного участка и т.п.

Пользователь — технолог, управляющий сложными роботами автоматизированного цеха. Или просто рабочие — операторы современных роботизированнх станков.

Пользователь — следователь, сравнивающий внешний вид и отпечатки пальцев подозреваемого со сведениями, хранящимися в базе данных о преступниках. Пользователь — кассир в крупном магазине, формирующий ваш чек из наклеек с полосковым кодом.

Пользователь — бабушка  с ноутбуком, разговаривающая с внуком по скайпу. Пользователи — мальчишки и девчонки, выполняющие домашнюю работу на компьютере или просто играющие в компьютерные игры.

В настоящее время многие, оценивая свои знания в вычислительной технике и умение управлять компьютером оценивают как уверенный пользователь. Учитывая то, что компьютер в руках профессионала это всего лишь инструмент для работы с информацией, хочется задать встречный вопрос: уверенный в чём?

Вы читаете этот текст с экрана компьютера, и вы тоже пользователь, возможно начинающий, но, как гласит народная мудрость: «Лиха беда начало» — у вас многое ещё впереди.

Продолжение следует…