…для образования среднего населения

Увильнуть можно от разных «социальных повинностей». Но есть одна, от которой отказаться или спрятаться практически невозможно или очень сложно, не смотря на то, что это право прописанно в Законе. Это — школа. Все так или иначе проходят через неё. Кто-то сейчас, кто-то уже расстался с ней, а кому-то по возрасту это ещё предстоит.

Я хочу поговорить об образовании, вернее, не столько о нём, сколько о его продукте. То есть, о нас с вами, о наших детях. Ведь это одна из немногих областей деятельности человека в которой результат можно ощутить только лет через 15-20. Школьникам это не под силу. Да и мы, только став взрослыми, можем реально оценить, чему и как учили нас. И то не всегда. Не зря, ведь, говорится: «Если вы хотите узнать, каким будет будущее, приглядитесь к 15-летним»…

Реальная оценка

Не только в России, но и во всём мире, знания в «чистом виде» теряют исключительное первенство в достижении успеха. На первое место выходит умение качественного их использования. Этим уже во второй половине XX века отличались троечники. Они при ограниченном запасе знаний умудрялись добиваться успеха и не только на уроках. Именно этот опыт помог и помогает многим из них находить своё место в современной жизни.

Например, один человек знает 1000 иностранных слов, а второй только 100. Но при встрече с иностранцем первый путается в построении идеальных предложений, лихорадочно подыскивая в «своём багаже» правильное слово, а второй умудряется быстро и относительно понятно ответить на конкретный вопрос.

Приблизительно с 60-х годов прошлого века обычное запоминание (зазубривание) и воспроизведение фактов и правил, стандартные вычисления по стандартным формулам перестали быть актуальными. Стремительное развитие техники и технологий требуют от человека умений решать проблемы при отсутствии готовых шаблонов. И с каждым годом, а теперь уже и в XXI веке, эти требования становятся всё жёстче и жёстче.

Именно этой сменой приоритетов во взрослой жизни заинтересовалась международная «Организация экономического сотрудничества и развития» OECD (Organization for Economic Cooperation and Development). Именно она является организатором  исследований качества образования пятнадцатилетних школьников. Для этого разработана «Программа международной оценки знаний учащихся» или просто PISA (Programme for International Student Assessment).

Эти исследования считаются одними из самых  авторитетных и проводятся каждые 3 года. По их результатам каждому школьнику лично и в среднем по стране выставляют баллы по 1000-балльной шкале. Основной вопрос на который эксперты ищут ответ: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

С 2000 года Россия подключилась к этой программе и теперь, наряду с другими странами, принимает в ней участие. Более подробную информацию вы самостоятельно можете посмотреть в интернете, например здесь.

Работы, предлагаемые ученикам, проводятся и оцениваются по трём направлениям:

  • грамотность чтения,
  • математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность.

Пока остановимся подробнее на первом из них.

Что такое грамотность чтения или читательская грамотность?

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В исследованиях PISA по количеству набранных баллов выделяют 6 уровней читательской грамотности.

Уровни читательской грамотности

Рис. 1: Уровни читательской грамотности

А проверяют читательскую грамотность по трём параметрам, рассматривая умения школьников.

Нахождение информации
Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.
Интерпретация текста
Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом, осуществить его критический анализ…
Рефлексия и оценка
Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезу и выводы и т.п.

В качестве заданий испытуемым предлагаются различные тексты: фрагменты художественных произведений и личные письма, газетные, журнальные статьи и рекламные объявления, инструкции, деловые документы и товарные ярлыки, рекламные буклеты и расписания движения транспорта… И информация в них представляется не только в текстовом виде, но и в других формах: рисунки, таблицы, схемы, графики, карты, диаграммы и т.п.

Например, рекламная статья о новом ноутбуке, к ней таблица с его техническими характеристиками и несколько писем-отзывов покупателей уже опробовавших ноутбук в работе. При решении этой задачи должно проявиться умение оценивать информацию, представленную в виде различных (по форме и содержанию) блоков. В результате нужно принять решение: «Стоит или не стоит покупать этот компьютер». Причём, ожидается обоснованый ответ, подтверждённый выводами из сравнения предложенных материалов, а не просто «ДА» или «НЕТ».

Ещё пример — две статьи об одном и том же предмете, но одна положительная, а другая отрицательная. Например, граффити как инструмент самовыражения личности, тем более вокруг столько «голых» и серых стен — это одна точка зрения. С другой стороны граффити — это разновидность спама, так как имеет место навязывание информации (не всегда качественной), которую большинство не имело желания получать. Задание: на основе анализа аргументов обеих сторон сформулировать и обосновать собственную точку зрения на рассматриваемый предмет.

Результаты тестирования PISA 2000

Как же справились российские школьники в 2000 году с такими заданиями?

Анализ прочитанных сведений, сопоставление их с имеющимися знаниями в разных областях, вычленение нужного и отсеивание второстепенного материала в заданиях на нахождение информации оказался им не под силу, хотя именно с такими текстами чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

Достаточно трудно и не всегда удачно российским школьникам даётся сопоставление информационных блоков разных форматов. Объяснение простое — подобные задания выходят за рамки школьных предметов. Как правило, образовательное чтение школьников ограничено рамками учебников и хрестоматийных текстов, а иногда и того меньше.

С интерпретацией текста справились лучше. А вот рефлексия и оценка при чтении тоже оказались не на высоте. Cнова провал отечественной школы — работать таким образом с текстами на уроках практически не учат.

Сравнивать различные точки зрения на один предмет и в результате анализа либо сформировать свою, либо осознанно принять одну из предложенных не под силу рядовым школьникам. Ведь учи́теля, как правило, не интересует мнение ученика. Если учитель и спрашивает его о пройденной теме, то ожидает пересказ близкий к тексту учебника или своего конспекта.

Выявленные в 2000 году проблемы оказались в том, что ученикам в школе предлагают учебники узконаправленного содержания в рамках одного предмета. В школе им совсем не предлагают «смешанных» текстов — каждый предмет строго отгорожен от другого.

И не учат в нашей школе рассуждать. Ведь, если ученик начнёт высказывать своё мнение, то, возможно, с ним придётся вступить в спор, привлекать аргументы, доказывать свою или общепринятую точку зрения. А основная масса учителей, как и сорок лет назад, придерживается мнения Светланы Михайловны, завуча школы из фильма «Доживём до понедельника»: «Это кому я буду доказывать?», лишний раз подтверждая, что наша отечественная школа с её знаниями далека от реальной жизни. И ученики в этих условиях вынуждены многие знания принимать «на веру». А если учитель не имеет абсолютного авторитета в глазах учеников, что будет происходить с верой?

В реальной жизни имеется огромное количество разных видов текстов. Со многими из них сталкиваться приходится повседневно: публицистические статьи и статистические анализы, инструкции по работе с приборами и компьютерными программами, резюме и предвыборные буклеты, статьи в научно-популярных и академических журналах, коммерческие предложения и отчёты о маркетинговых исследованиях… Они совершенно не похожи друг на друга. Для понимания и работы с каждым из них нужен отдельный опыт. Увы, школа не учит работать с такими текстами.

И так, по результатам 2000 года в чтении мы заняли 27-29 место из 32 стран-участниц, набрав 462 балла (по 1000-балльной шкале) — меньше половины. Вероятно, первый блин комом.

Прошло 9 лет.Что же изменилось?

В тестировании 2009 года показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов» вырос на 1%. Этому, вероятно, способствовала общая доступность интернета и повальное скачивание чужих работ (поневоле научишься «искать» и «извлекать»).

Результаты реформы образования

Рис. 2 Результаты реформы образования

Но в то же время показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов» уменьшился на 2%. А на это могла повлиять тестовая система оценки знаний, когда не обязательно вникать в суть предмета и понимать природу явления, а достаточно запоминать, зазубривать материал для успешного прохождения испытания.

В итоге за 9 лет мы приобрели в количестве (извлекать), но потеряли в качестве (осмыслять), оставшись по сути на том же уровне и даже хуже.

Итоги и перспективы

По результатам исследования 2009 года мы (наша страна, наше образование, наши школьники) из 65 стран-участниц занимаем 41-43 места, набрав 459 баллов. Слабых учеников у нас больше, чем в среднем по всем странам (не говоря уже о лидирующих) а сильных — меньше.

Место российского образования

Рис. 3. Место российского образования 2009

В XXI веке целью современного образования становятся не столько сами знания, сколько умение учиться самостоятельно. Жаль, что российская школа так и не хочет это замечать, не в пример другим странам.

Есть другой путь

Рис. 4. Есть и другой путь

После начальной школы обучение чтению заканчивается, и оно должно начать плавный переход в чтение для обучения. Успешность этого перехода и формирование трёх аспектов читательского умения, обеспечат основы послешкольного образования и самообразования, основным источником которого являются письменные тексты. И если школа не принимает в этом участия, то это ваша первоочередная задача, уважаемые родители.

В 2012 году будет проводиться очередной международный контрольный «срез» знаний PISA 2012. Будут новые результаты по читательской грамотности. Но если задумываться серьёзно, то это не столько оценки самих учащихся, сколько оценка работы системы образования. Той системы, которая учит (чему?) и образовывает (как?), то есть готовит к будущей взрослой жизни (какой?) вашего ребёнка.

И по этим результатам можно будет оценить, куда движется наше образование, а вместе с ним и страна.

Далее рассуждение о результатах математических и естественнонаучных тестов и не только…