(Продолжнеие. Начало Обязательное среднее образование…
…для образования среднего населения
…и математическая грамотность
)

…и, наконец, естественнонаучная грамотность

Как вы уже, наверное, догадались, и в этой области учебной деятельности наши школьники оказались не на высоте. В 2000 году 26-29 места из 32 стран, а в 2009 — 38–40 из 65.

В простых ситуативных заданиях на воспроизведение знаний школьники не испытывали затруднений (как и в математике со «стерильными» задачами). А вот применить те же знания в задачах с условиями, близкими к реальным… затруднялись. У наших учеников и в этой области проявился низкий уровень общеучебных умений — несформированные умения работы с информацией, в частности текстовой. Очень трудно им даются работы с рисунками и таблицами, графиками и диаграммами и т.п. То есть с теми видами представления информации, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни — в учёбе, в бизнесе, в социальной деятельности.

Почти половина учеников задания, в которых предусмотрены ответы в свободной форме, пропускали. Недостаточное внимание к интеллектуальным умениям в обработке информации (анализ, обобщение, оценка, выводы) можно объяснить перегруженностью школьных предметов. Учителю впору проскакать по верхам огромного количества учебных тем, чем уделять внимание ученикам. И где же они научатся анализировать и сравнивать результаты исследований? А подтверждать или опровергать гипотезы на основе полученных выводов? А аргументировать свою точку зрения научными терминами, опираясь на полученные знания?

Спросите школьника, как часто или как давно его вызывали к доске на уроках истории, географии, биологии? Это те предметы, где он должен учиться формулировать свои мысли (мыслим-то мы именно словами) и облекать их в связную речь, высказывая своё мнение. Всё чаще в школе применяют тестовые испытания, в которых устная речь заменяется порядковыми номерами ответов. А как же учиться рассуждать и слушать, аргументированно возражать и доказывать и т.п.?

А теперь выводы…

Ретроспективный анализ результатов исследования образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в России по международной программе PISA с 2000 по 2009 годы вы можете оценить на этой сводной диаграмме. Щелчком по ней откроется DATAPULT интерактивных диаграмм. В нём вы сможете сомостоятельно изменить тип диаграммы и сравнивать грамотности школьников (читательскую, математическую и естественнонаучную) в разных странах.
Но не спешите щёлкать по рисунку. На нём в жёлтых прямоугольниках несколько подсказок по управлению датапультом.


Как можно заметить, нет никаких существенных изменений в качестве результатов работы системы образования. Именно системы образования, а не школы и не учителя, как это принято считать.

Не помогла смена итоговых испытаний (старые экзамены заменили на новый ЕГЭ). Не помог национальный проект «Образование 2005». На него только в 2006 году были израсходованы, не побоюсь этого слова, огромные средства — 29 000 000 000 (двадцать девять миллиардов) рублей.

Так и хочется словами Высоцкого спросить «где деньги, Зин?». И если читательская грамотность стала повышаться, а математическая и естественнонаучная нет, или даже понижаться, то что же стали читать наши дети?

Это ли не результат?

Не удивительно. Нельзя реформировать систему образования средствами системы образования (имеются ввиду не деньги, а интеллектуальные ресурсы). Старая система в процессе реформирования должна прекратить своё существование, а на её месте возникнуть другая. Но какая Система своими же средствами будет уничтожать саму себя или вытаскивать себя из болота? Подобное под силу только Мюнхаузену.

И общество готово активно дискутировать только на глобальные темы: о выборах президента США и как там в Ливии, о всепланетном потеплении и климатических войнах, от том что там под одеждой у Волочковой и какого размера мигалка у Михалкова и т.п. Но почему же такое безразличное отношение к содержанию образования? Почему аспекты наполнения школьной программы (чему учат наших детей) остаются за каменными стенами школы, куда теперь родителю не каждому и не каждый раз можно попасть?

Эта статья не для руководителей образования и не для педагогов. Эта статья ученикам бывшим, настоящим и будущим. И не важно, где (в каком учебном заведение или на каких курсах), как (очно, заочно или дистанционно) и для чего (профессиональные знания, курсы повышения квалификации или тренинги по переквалификации в другую профессию) — результат во многом зависит от умения читать и читать не только комиксы.

Эта статья для вас, родители. Вам, которым не безразлична будущая профессиональная деятельность, а вместе с ней достаток и даже судьба ваших детей. Если система образования не предпринимает никаких шагов к качественному улучшению выпуска своей продукции — вся ответственность за будущее детей ложится на ваши плечи. Помните три направления читательской грамотности? Сбалансированное их развитие может существенно увеличить конкурентоспособность ваших детей как в учёбе, так и в дальнейшей жизни.

Иначе будет как в концерте М. Задорнова «Тырлы и глоупены» — выпускникам школ будут выдавать «медаль с изображением Незнайки».

Домашнее задание

А вы сумеете без излишней эмоциональности, без взаимных оскорблений и «мордобоя», а только собственными планами, но не из прошлого (которые были до «вчера»), а реальными планами (не прожектами) на будущее, возможно с математическими выкладками, объяснить, почему вы «не пойдёте на выборы»?

А если пойдёте, то почему будете голосовать за ту или иную программу? Именно за программу действий, а не за список от партии — всё равно мы не знаем всех, кто в нём. Именно за программу действий, а не за одного человека — в любое время он может быть сменён (нам это не раз уже демонстрировали). Именно за программу действий, чёткую и понятную, в первую очередь, вам.

Сумеете объяснить? Или отмахнётесь и отмолчитесь, лёжа на диване? Или, наоборот, будете «рвать рубаху на груди»? Хорошо, если себе :)

Политическая апатия населения — не это ли цель государственного заказа государственной же системе образования для воспитания будущего (а возможно уже и настоящего) поколения?

Примечание.
И правда, зачем вы ИМ нужны на выборах? А вдруг вы встанете с дивана и придёте. Да ещё и выберите не то, что ОНИ (государство?) хотят…